Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания— это объекты, созданные человеком, а
также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в
качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности
педагогаи обучающихся для достижения поставленных
целейобучения,воспитанияи развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения и
воспитания на следующие виды:
Печатные(учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии,
рабочие тетради, атласы, раздаточный материал)
Электронные образовательные ресурсы(образовательные мультимедиа
мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные
универсальные энциклопедии)
Аудиовизуальные (слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные,
учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные,
магнитные доски)
Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе,
модели демонстрационные)
Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.)
Тренажеры и спортивное оборудование.
Общая дидактическая роль средств обучения
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным
компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы
любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного
процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его
компоненты— цели, содержание, формы, методы.
Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные
аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные
ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются
наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Мультимедиатехнология
позволяет обеспечить пpи решении задач автоматизации интеллектуальной
деятельности объединение возможностей ЭВМ с традиционными для нашего восприятия
средствами представления звуковой и видеоинформации, для синтеза трех стихий
(звука, текста и графики, живого видео).
Принципы использования средств обучения
учет возрастных и психологических особенностей обучающихся
гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и
современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции,
сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую
системы восприятия в образовательных целях
учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности,
доступности и т.д.)
сотворчество педагога и обучающегося
приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Развитие средств обучения в современной школе определяется общим развитием
учебной техники. Появление интерактивных досок, компьютерной техники, новейших
средств воспроизведения цифровых носителей, развитие сети Интернет в
образовательных учреждениях сильно изменило и требования к разработке средств
обучения
В школе учебные кабинеты оборудованы мультимедийными проекторами,
компьютерами, учебными стендами.
Все учителя используют компьютерную технику при подготовке к урокам и на
уроках:
- подготовка печатных раздаточных материалов к урокам: (контрольные,
самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы,
тесты);
-мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации,
аудиозаписи реальных лекций, учебные видеоролики, компьютерные модели
физических экспериментов);
- обработка обучающимися статистических данных (построение таблиц,
графиков, создание отчётов);
- контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий;
- использование на уроках и при подготовке к ним Интернет-ресурсов;
-участие школьников в Интернет-конкурсах, олимпиадах;
- использование при подготовке домашних заданий, на уроках при выполнении
различных заданий по предметам, при подготовке к итоговому тестированию.
100% педагогов школы владеют информацией о современных педагогических
технологиях, активизирующих процесс обучения.
Принципы использования
·
учет возрастных и психологических особенностей обучающихся
·
гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и
современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции,
сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую
системы восприятия в образовательных целях
·
учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности,
доступности и т.д.)
·
сотворчество педагога и обучающегося
приоритет правил
безопасности в использовании средств обучения.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
- Образовательные ресурсы сети Интернет
- Федеральный портал Российского образования
- Каталог образовательных ресурсов "Школьный мир"
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- Сайт Федерального совета по учебникам
- Полнотекстовая электронная библиотека учебных и учебно-методических материалов
- Сайт Всероссийской олимпиады школьников
- Сайт поддержки ЕГЭ
- Образовательный сайт "Информатика и информационные технологии в образовании"
- Образовательный математический сайт
- Справочно-информационный портал "Русский язык"
- Портал школьной прессы России
- http://shkola.edu.ru-сайт, содержащий важные ссылки, электронные образовательные ресурсы и новости для школьников.
- http://www.niro.nnov.ru- сайт Нижегородского института развития образования
- http://www.pspo.it.ru- учебный портал по поддержке внедрения и использования ПСПО в учебном процессе
- http://rusobr.ru- всероссийский каталог образовательных ресурсов
- http://www.it-n.ru- российская сеть творческих учителей. Создана для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий(ИКТ).
- http://allbest.ru/library.html- ОН-ЛАЙН библиотека для всех!
- http://www.krugosvet.ru/- энциклопедия, включающая в себя категории знаний: спорт, гуманитарные науки, история и мн. др.
- http://abiturcenter.ru/testi/index_n.php- Он-лайн тесты, подготовка к ЕГЭ, задания ЕГЭ за прошлые года…
- http://www.testland.ru/– портал Он-лайн тестов (самыйкрупный в России). Варианты ЕГЭ, психиологические тесты и мн. др.
- http://dic.academic.ru/– различные словари и энциклопедии в Он-лайн.
- http://www.llr.ru- энциклопедия "Лучшие люди России"
- http://www.abitura.com/handbook/- электронный справочник по физике.
- http://www.chemport.ru/data/– электронный справочник по химии.
Обеспечение доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для беспрепятственного доступа в здания образовательной организации установлен пандус, двустворчатые двери